Учим детей распоряжаться деньгами правильно
Правильно распоряжаться деньгами - это навык, которому дети должны обучаться с раннего возраста. Для этого, Команда Credit365 подготовила руководство по финансовой грамотности для родителей, которые хотят вырастить финансово-зрелого и успешного ребенка.
В статье мы расскажем, как подружить малыша с деньгами и объясним, почему кредит в интернете - один из инструментов достижения финансового благополучия семьи.
Зачем учить ребенка обращению с деньгами?
Родителям необходимо учить ребенка обращению с деньгами с раннего детства. Это позволит ему вырасти ответственным и независимым человеком.
Но сразу уточним, что обучать детей финансовой грамотности будет проще, если родители сами придерживаются ее принципов. Потому что, любое правило усваивается проще, если оно подкреплено личным примером.
Когда и как начинать учить ребенка распоряжаться деньгами?
Психологи выделяют несколько этапов взросления детей:
- с 3 до 7 лет - дошкольный период;
- с 7 до 11 лет - младший школьный период;
- с 11 до 14 лет - подростковый период;
- с 14 до 18 лет - период ранней юности.
Каждый этап имеет свои особенности, в плане отношения к деньгам. Рассмотрим подробнее указанные периоды, и определим как учить ребенка распоряжаться деньгами в каждом из них.
Период с 3 до 7 лет
Дети учатся самостоятельности и копируют поведение взрослых. Они все чаще говорят “Я хочу”, “Я сам”.
В этот период важно рассказывать ребенку, что игрушки и другие вещи, которые покупаются в магазине, не даются просто так, а обмениваются на деньги.
Также, стоит объяснять, что получить деньги можно, делая “полезные дела”.
Чтобы было понятнее, можно поощрять ребенка деньгами, если он заправляет свою постель или помогает в уборке по дому.
Суть - награждать ребенка за самостоятельность и прививать ценность денег.
С 5 лет стоит начинать учить детей правильно тратить деньги. Для этого подойдет игра “Магазин” - она поможет ребенку различать понятия “то, что необходимо” и “то, что хочется”. Для этого в ней нужно установить правила:
- покупатель имеет на руках ограниченную сумму денег;
- продавец установил фиксированные цены на товары;
- есть цель покупки и она написана - например, купить продукты для конкретного блюда, а на сдачу, то что хочется.
Когда ребенок потратит игровые деньги, нужно сравнить покупки со списком и объяснить ошибки. А после этого - создать новый список покупок и поменяться ролями.
Период с 7 до 11 лет
С 7 лет стоит начать давать ребенку первые карманные деньги (например, раз в неделю) и разрешать ему самому их тратить.
В этот период важно вместе с ребенком ходить в магазин. Он должен понять, что товаров вокруг много и соблазн купить то, что хочется велик. Поэтому, нужно иметь список покупок, который сделает процесс более дисциплинированным.
Анализировать траты на этом этапе необходимо, чтобы дети понимали:
- если они будут расточительны - денег до конца недели не хватит, и придется несколько дней обходиться без них;
- если они будут отказывать себе во всем, что хочется - они не поймут пользы денег.
Особое внимание стоит заострить на накоплениях для крупных покупок, например, покупки велосипеда или телефона. Это может быть процент от полученных карманных денег или их остаток с прошлой недели. Родителям важно и самим делать вклады в копилку, чтобы дети понимали, что вся семья заинтересована в покупке. Для этих целей можно:
- купить семейную копилку и откладывать наличность;
- открыть счет в банке на имя ребенка, и переводить деньги на него.
Также важно вести подсчет денег, чтобы ребенок знал, сколько осталось накопить до покупки желаемой вещи.
Период с 11 до 14 лет
С 11 лет ребенок стремится к независимости в принятии решений. Поэтому, родителям важно научить его быть сдержаннее и отказаться от импульсивных крупных растрат. В этом помогут правила:
- правило “24 часа” - прежде чем сделать крупную покупку, стоит подождать сутки (взрослые называют это “переспать с мыслью и принять решение”);
- правило “выбирай внимательно” - нужно объяснить разницу между рекламой и обзором товара, а также, показать, как искать нужную вещь или услугу через интернет и выбирать более дешевую, без потери качества и экономить.
В этот период дети уже понимают, что такое проценты. Поэтому, им стоит рассказывать о покупках в кредит и о депозитах.
В таких разговорах следует избегать стереотипов, что “кредит это плохо, а депозит - хорошо”. Лучше рассказать, что в жизни случаются ситуации, которые требуют срочных трат. К ним стоит подготовиться заранее - открыть депозит или иметь другие личные сбережения. Но если денег на важные цели нет (например, сломался компьютер, необходимый для учебы), можно оформить онлайн кредит или банковский займ.
Это поможет сформировать у ребенка правильное отношение к финансовым инструментам и использовать пользу кредитов, четко взвешивая свои денежные запросы.
Период с 14 до 18 лет
С 14 лет дети уже считают себя самостоятельными людьми. Многие пробуют работать и получают первые “взрослые” деньги.
В этот период они принимают серьезные решения, и допускают ошибки. Поэтому, главная цель родителей - подсказывать, как их исправить и не допускать в будущем.
Молодой человек на этом этапе должен понимать плюсы и минусы оформления кредитов и одалживания денег у близких и друзей. Нельзя утаивать, что долги портят отношения, а невыплаченный кредит может испортить кредитную историю. Важно рассказать, что перед оформлением любого займа он должен рассчитывать свои возможности и четко понимать, когда сможет его вернуть.
Полезные советы: как подружить малыша с деньгами?
Полезные советы, которые помогут родителям на любом этапе обучения ребенка распоряжению деньгами.
- Обучение лучше проводить в форме игры - так взрослым будет проще объяснять, а дети лучше поймут то, что до них хотят донести. Кроме того, это весело.
- Важно научить держать расходы под контролем - это может показаться скучным занятием для взрослого, но если заинтересовать ребенка желаемой вещью - он будет пытаться добиться своего.
- Ребенка стоит привлекать к обсуждению вопросов семейного бюджета с 7 лет - так он поймет, что его мнение ценится, сможет быстрее понять пользу денег и будет иметь опыт распоряжаться ими.